Наставничество - одна из древнейших разновидностей неформального образования . Наставничество не является новым для российской педагогики методом, а идея включения обучающихся в реальные жизненные практики, общения с уважаемыми взрослыми, представителями разнообразного мира профессий имеет свою историю, активно реализуется сегодня. Испокон веков значимый для общности опыт решения разного рода проблем, ценностные основания этих решений передавались от лица к лицу, от мастера к подмастерью. Наставником был тот, кто собственным примером мог доказать успешность и общественную пользу своего дела, способов достижения важных для всех целей. Эта деятельность в отечественной педагогической традиции всегда связана с воспитательными результатами.
Сегодня наставничество рассматривается как один из ключевых способов развития человеческого потенциала страны - основы ее социально-экономического развития. Оно является интегратором личностно и социально развивающих ресурсов системной и внесистемной области образовательного пространства региона, служащим для предоставления людям разного возраста права на равный доступ к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Наставничество как разновидность неформального образования доказало свою эффективность в решении следующих задач:
- обретение призвания (формирование представлений о возможных направлениях профессионального выбора и самореализации в них),
- реализация стремления к самосовершенствованию в современных конструктивных практиках (ознакомление с культуросообразными вариантами построения жизненного пути, развитие функциональной грамотности и метакомпетенций в различных сферах),
- поддержка межпоколенных связей, культурной преемственности (дополнение и обогащение в личной встрече со значимым Другим спектра взаимодействий с обществом, экономической сферой, государственными структурами в неразрывной связи со знакомством и освоением новых для человека и современных видов деятельности, технологий),
- развитие метакомпетенции (в терминологии авторов модели) и личных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми (soft skills). Перечисленное выше относится как к стороне наставляемого, так и к стороне наставника. Поэтому наставничество - это не воздействие на наставляемого, а взаимодействие. Школьное наставничество — разновидность индивидуальной методической работы с учителями; воспитательной работы с обучающимися с целью личностно- профессионального развития обучающихся и педагогических работников, овладение навыками, помощь начинающими педагогам в адаптации к условиям постоянных изменений социальной среды и профессиональной деятельности.